Израиль Соломонович Левин – директор
Саратовского авиационного завода в 1940–1950 гг.
Козурман Сергей Олегович –
заместитель директора ГАНИСО, кандидат исторических наук
Будущий организатор авиационной промышленности родился 30 августа 1908 г. в г. Орша, нынешнем районном центре Витебской области Белоруссии, в то время являвшимся уездным городом Могилевской губернии. Отец его был из мещан, до революции занимался торговлей, а после 1917 г. и до своей смерти в 1929 г. работал советским служащим. О его матери ничего не известно. Окончив школу II ступени в родной Орше, в 1925 г. молодой человек переехал в Москву, к проживавшей там сестре. Устроился учеником слесаря – сначала в артель «Преображенский отопитель», а затем в мастерскую Кипмана. В 1927 г. И.С. Левин был принят слесарем-клепальщиком на авиационный завод № 22 (одно из первых предприятий боевого самолетостроения в СССР, родоначальник современного ГКНПЦ имени М.В. Хруничева), чуть позже избирается секретарем заводского комитета комсомола. Недолго поработав секретарем райкома ВЛКСМ в Подольске, И.С. Левин в 1930 г. был призван в ряды Красной армии и направлен в авиатехническую школу ВВС РККА при 11-й авиабригаде в Воронеже, которую окончил в 1932 г. Далее работал в Воронеже по партийной линии: секретарем партбюро 11-го авиапарка и военной части № 1870. В связи с демобилизацией в мае 1935 г. вернулся на родной завод № 22.
Молодой талантливый специалист показал себя с наилучшей стороны и за 2,5 года проделал путь от заместителя начальника цеха до заместителя директора предприятия. В январе 1938 г. И.С. Левин был направлен в Иркутск, где стал директором завода № 125 (современный ПАО «Яковлев» – Иркутский авиационный завод»). Там он в кратчайшие сроки сумел наладить производство бомбардировщика СБ. По его инициативе была налажена стендово-конвейерная сборка самолетов, что позволило значительно увеличить производительность труда.
В июне 1940 г. И.С. Левин возглавил Саратовский авиационный завод (№ 292). В соответствии с постановлением Правительства от 3 августа 1937 г. было принято решение реконструировать Саратовский завод комбайнов под самолетостроительный завод и передать его в подчинение Народному комиссариату оборонной промышленности СССР, а на основании приказа Наркома авиационной промышленности СССР 22 мая 1940 г. и решения Совета труда и обороны от 5 августа 1940 г. завод был переименован в Саратовский государственный авиационный завод № 292 НКАП СССР (предприятие почтовый ящик № 1). С марта 1938 г. завод приступил к освоению новой продукции. В 1940 г. перед предприятием была поставлена задача освоения производства и выпуска новой машины – истребителя Як-1, что в условиях уже разгоревшейся Второй мировой войны являлось делом первостепенной государственной важности.
Во многом благодаря кипучей энергии нового директора задание партии и правительства по выпуску новых самолетов было успешно выполнено. Первый Як-1 вышел из цеха окончательной сборки 3 октября 1940 года. Всего в 1940 г. было выпущено 16 единиц Як-1, а также 18 единиц самолета-разведчика Р-10 (ХАИ-5). В то время на заводе трудилось 8826 человек.
Тревожная военная обстановка вынуждала увеличивать масштабы производства. Темпы выпуска самолетов в связи с началом Великой Отечественной войны возросли в колоссальной прогрессии. Прекратив выпуск Р-10, заводчане были сосредоточены на основном объекте производства – одноместном скоростном истребителе Як-1 с мотором М-105П, вооруженном пушкой «ШВАК» 20-мм калибра и 2-мя синхронными пулеметами «ШКАС» калибра 7,62 мм. В 1941 г. было выпущено 1212 ед. Як-1, а в 1942 г. – 3473, т.е. объёмы производства возросли в три раза. Важно отметить, что в самолет постоянно совершенствовался, в его модификации вносились конструктивные изменения, способствовавшие увеличению скорости, уменьшению веса, возрастанию прочности деталей и бронезащиты, увеличению мощности огня и т.п. Всю эту работу обеспечивал гигантский коллектив завода, численность которого в конце 1941 г. составляла 17644 человека.
Суровому испытанию завод подвергся в ночь с 23 на 24 июня 1943 г., когда в результате налета фашистской бомбардировочной авиации фугасными снарядами было разрушено 48800 м2 производственных площадей (69,7 %). 11 цехов были выведены из строя полностью, а 5 частично. В ситуации, когда Верховный главнокомандующий И.В. Сталин держал проблемы выпуска истребителей для фронта под личным, суровым контролем и когда от ежедневного выпуска продукции для армии решались вопросы жизни и смерти, не у каждого руководителя нашлись бы морально-волевые качества и физические силы на гигантские усилия по возрождению производства. Проявив недюжинные организаторские способности и используя всемерную поддержку руководства страны и всех советских граждан, И.С. Левину и заводчанам удалось в рекордно короткие сроки восстановить предприятие. Производственная деятельность не прекращалась ни на один день. Уже 29 июня 1943 г. был выпущен находившийся до бомбёжки на стадии сборки первый самолет. В июле завод поставил фронту 57 машин, в августе – 115, в сентябре – 239. За 80 дней производство было восстановлено полностью, т.е. уже в середине сентября завод перешел на объём выпуска, равный суточному плану до бомбёжки. Задача усложнялась тем, что руководителю завода было предписано параллельно с выпуском Як-1 запустить разработку новой машины Як-3, чертежи которой были получены 31 июля 1943 г. При этом программа выпуска Як-1 должны была оставаться на прежнем уровне. В результате первый Як-3 был выпущен 1 марта 1944 г.
За годы руководства И.С. Левина завод № 292 был отмечен рядом значимых наград: Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 июля 1942 г. он был награжден орденом Ленина «за образцовое выполнение заданий Правительства по серийному производству боевых самолетов», а Указом Президиума ВС СССР от 2 июля 1945 г. «за образцовое выполнение заданий Правительства по выпуску боевых самолетов» – орденом Трудового Красного Знамени. Неоднократно награждался переходящим Красным Знаменем Государственного комитета обороны. За успешное выполнение заданий ГКО в период войны Знамя ГКО было передано заводу на вечное хранение.
Деятельность завода после войны протекала в иных условиях, в том числе с учётом существенной реконверсии производства и сокращения количества работающих (в 1949 г. – 13861 человек), однако главным видом деятельности по-прежнему оставался выпуск самолетов. Так, к 1947 г. основным объектом производства являлся двухмоторный учебно-тренировочный самолет Як-11. Несмотря на «учебный» характер машина была оборудована 12,7-мм пулеметом УБС и двумя бомбодержателями. Со второй половины 1940-х гг. в авиастроении постепенно наступала эпоха реактивной авиации. Естественно, что изменения затронули и Саратовский авиазавод, основным объектом производства которого к 1950 г. становится одноместный фронтовой истребитель МиГ-15 с одним турбореактивным двигателем. Ко всему прочему нельзя забывать, что после войны заводчане активно производили так называемый ширпотреб – гражданскую продукцию: детские велосипеды и санки, кровати и табуретки, кастрюли и ложки и многое другое.
В июле 1950 г. генерал-майор И.С. Левин был переведен на другую работу в Москву, что чуть позже было закреплено решением ЦК ВКП(б) от 4 августа 1950 г. № 522.
В годы его руководства заводом № 292 было выпущено 14500 самолетов, при этом около 11 тысяч – в годы Великой Отечественной войны. Представим подробные сведения в виде таблицы:
1940 | 1941 | 1942 | 1943 | 1944 | 1945 | 1946 | 1947 | 1948 | 1949 | 1950 | |
Р-10 | 18 | ||||||||||
Як-1 | 16 | 1212 | 3473 | 2855 | 1128 | ||||||
Як-3 | 1682 | 2088 | 239 | ||||||||
Як-11 | 32 | 656 | 871 | 151 | |||||||
Ла-15 | 46 | ||||||||||
МиГ-15 | 133 |
За годы своей работы Израиль Соломонович был удостоен многочисленных личных наград: ордена Трудового Красного Знамени (1936 г.), дважды ордена Ленина (1942 и 1945 гг.), ордена Кутузова I степени (1945 г.), медали «За оборону Сталинграда» и др. В 1944 г. ему было присвоено звание генерал-майора инженерно-авиационной службы.
Из имеющихся характеристик на И.С. Левина со стороны партийного руководства и людей, работавших с ним, можно утверждать, что он был человеком большой силы воли с выдающимися организаторскими способностями, умевшим быстро ориентироваться в меняющейся производственной обстановке и заданиях вышестоящего руководства. Среди прочего современники отмечали его выдержку, стрессоустойчивость, целеустремленность. Несмотря на колоссальную занятость в годы войны, он не уставал совершенствоваться как директор и специалист авиапроизводства – постоянно изучал актуальную техническую литературу, стремился лично вникать в тонкости технологических процессов. Вместе с тем коллеги отмечали трепетное отношение директора к принципу единоначалия, он с трудом уживался с представителями партийных и профсоюзных организаций на заводе, не любил людей «равных по волевым качествам и могущих самостоятельно решать вопросы». Одновременно отмечалась его простота и общительность в отношении рядовых рабочих.
Биография И.С. Левина ещё ждёт своего всестороннего научного изучения. Непростительно мало известно о его жизни после 1950 года. Общедоступная информация из Интернета сообщает, что он работал заместителем директором в отраслевом НИИ, а затем в Министерстве авиационной промышленности. При этом остаются неизвестными ни название этого НИИ, ни конкретные должности в министерстве. В 1984 г. в Саратове в Приволжском книжном издательстве вышла его книга «Грозные годы» – это воспоминания о работе Саратовского авиационного завода во время Великой Отечественной войны. Мало информации о его семье. На момент проживания в Саратове у него была жена и двое дочерей. Израиль Соломонович прожил очень долгую жизнь, и не остаётся сомнений, что его послевоенная деятельность была насыщенной и продуктивной.
И.С. Левин скончался в Москве 11 сентября 2001 г. Похоронен на Востряковском кладбище.
Фотодокументы:
- Директор Саратовского авиационного завода № 292, генерал-майор инженерно-авиационной службы Левин Израиль Соломонович (1908–2001).
- Самолет Як-1 М-105, построенный в декабре 1942 г.
ГАНИСО. Ф. 6729. Оп. 5. Д. 311. Л. 3 об.–4. - Самолет Як-1 М-105, построенный в мае 1943 г.
ГАНИСО. Ф. 6729. Оп. 5. Д. 323. Л. 3 об. - Цех холодной штамповки и слесарно-сварочный цех на утро 24 июня 1943 г. (после бомбардировки фашистской авиацией).
ГАНИСО. Ф. 6729. Оп. 10. Д. 20. Л. 20. - Ремонтный и инструментальный цеха на утро 24 июня 1943 г. (после бомбардировки фашистской авиации).
ГАНИСО. Ф. 6729. Оп. 10. Д. 20. Л. 23. - Слесарно-сварочный цех после восстановления.
ГАНИСО. Ф. 6729. Оп. 10. Д. 20. Л. 34. - Инструментальный цех и цех холодной штамповки после восстановления.
ГАНИСО. Ф. 6729. Оп. 10. Д. 20. Л. 35. - Самолет Як-3 М-105, выпущенный в 1945 г.
ГАНИСО. Ф. 6729. Оп. 10. Д. 30. Л. 11. - Самолеты, выпускавшиеся заводом № 292 с 1938 г.
ГАНИСО. Ф. 6729. Оп. 10. Д. 36. Л. 175. - Самолет новой модели Як-11, выпускавшийся заводом № 292 с 1946 г.
ГАНИСО. Ф. 6729. Оп. 10. Д. 36. Л. 176.