Областное государственное учреждение
Государственный архив новейшей истории
Саратовской области


Официальный сайт

Публикации

Израиль Соломонович Левин – директор
Саратовского авиационного завода в 1940–1950 гг.

Козурман Сергей Олегович –
заместитель директора ГАНИСО, кандидат исторических наук

  Будущий организатор авиационной промышленности родился 30 августа 1908 г. в г. Орша, нынешнем районном центре Витебской области Белоруссии, в то время являвшимся уездным городом Могилевской губернии. Отец его был из мещан, до революции занимался торговлей, а после 1917 г. и до своей смерти в 1929 г. работал советским служащим. О его матери ничего не известно. Окончив школу II ступени в родной Орше, в 1925 г. молодой человек переехал в Москву, к проживавшей там сестре. Устроился учеником слесаря – сначала в артель «Преображенский отопитель», а затем в мастерскую Кипмана. В 1927 г. И.С. Левин был принят слесарем-клепальщиком на авиационный завод № 22 (одно из первых предприятий боевого самолетостроения в СССР, родоначальник современного ГКНПЦ имени М.В. Хруничева), чуть позже избирается секретарем заводского комитета комсомола. Недолго поработав секретарем райкома ВЛКСМ в Подольске, И.С. Левин в 1930 г. был призван в ряды Красной армии и направлен в авиатехническую школу ВВС РККА при 11-й авиабригаде в Воронеже, которую окончил в 1932 г. Далее работал в Воронеже по партийной линии: секретарем партбюро 11-го авиапарка и военной части № 1870. В связи с демобилизацией в мае 1935 г. вернулся на родной завод № 22.
  Молодой талантливый специалист показал себя с наилучшей стороны и за 2,5 года проделал путь от заместителя начальника цеха до заместителя директора предприятия. В январе 1938 г. И.С. Левин был направлен в Иркутск, где стал директором завода № 125 (современный ПАО «Яковлев» – Иркутский авиационный завод»). Там он в кратчайшие сроки сумел наладить производство бомбардировщика СБ. По его инициативе была налажена стендово-конвейерная сборка самолетов, что позволило значительно увеличить производительность труда.
  В июне 1940 г. И.С. Левин возглавил Саратовский авиационный завод (№ 292). В соответствии с постановлением Правительства от 3 августа 1937 г. было принято решение реконструировать Саратовский завод комбайнов под самолетостроительный завод и передать его в подчинение Народному комиссариату оборонной промышленности СССР, а на основании приказа Наркома авиационной промышленности СССР 22 мая 1940 г. и решения Совета труда и обороны от 5 августа 1940 г. завод был переименован в Саратовский государственный авиационный завод № 292 НКАП СССР (предприятие почтовый ящик № 1). С марта 1938 г. завод приступил к освоению новой продукции. В 1940 г. перед предприятием была поставлена задача освоения производства и выпуска новой машины – истребителя Як-1, что в условиях уже разгоревшейся Второй мировой войны являлось делом первостепенной государственной важности.
  Во многом благодаря кипучей энергии нового директора задание партии и правительства по выпуску новых самолетов было успешно выполнено. Первый Як-1 вышел из цеха окончательной сборки 3 октября 1940 года. Всего в 1940 г. было выпущено 16 единиц Як-1, а также 18 единиц самолета-разведчика Р-10 (ХАИ-5). В то время на заводе трудилось 8826 человек.
  Тревожная военная обстановка вынуждала увеличивать масштабы производства. Темпы выпуска самолетов в связи с началом Великой Отечественной войны возросли в колоссальной прогрессии. Прекратив выпуск Р-10, заводчане были сосредоточены на основном объекте производства – одноместном скоростном истребителе Як-1 с мотором М-105П, вооруженном пушкой «ШВАК» 20-мм калибра и 2-мя синхронными пулеметами «ШКАС» калибра 7,62 мм. В 1941 г. было выпущено 1212 ед. Як-1, а в 1942 г. – 3473, т.е. объёмы производства возросли в три раза. Важно отметить, что в самолет постоянно совершенствовался, в его модификации вносились конструктивные изменения, способствовавшие увеличению скорости, уменьшению веса, возрастанию прочности деталей и бронезащиты, увеличению мощности огня и т.п. Всю эту работу обеспечивал гигантский коллектив завода, численность которого в конце 1941 г. составляла 17644 человека.
  Суровому испытанию завод подвергся в ночь с 23 на 24 июня 1943 г., когда в результате налета фашистской бомбардировочной авиации фугасными снарядами было разрушено 48800 м2 производственных площадей (69,7 %). 11 цехов были выведены из строя полностью, а 5 частично. В ситуации, когда Верховный главнокомандующий И.В. Сталин держал проблемы выпуска истребителей для фронта под личным, суровым контролем и когда от ежедневного выпуска продукции для армии решались вопросы жизни и смерти, не у каждого руководителя нашлись бы морально-волевые качества и физические силы на гигантские усилия по возрождению производства. Проявив недюжинные организаторские способности и используя всемерную поддержку руководства страны и всех советских граждан, И.С. Левину и заводчанам удалось в рекордно короткие сроки восстановить предприятие. Производственная деятельность не прекращалась ни на один день. Уже 29 июня 1943 г. был выпущен находившийся до бомбёжки на стадии сборки первый самолет. В июле завод поставил фронту 57 машин, в августе – 115, в сентябре – 239. За 80 дней производство было восстановлено полностью, т.е. уже в середине сентября завод перешел на объём выпуска, равный суточному плану до бомбёжки. Задача усложнялась тем, что руководителю завода было предписано параллельно с выпуском Як-1 запустить разработку новой машины Як-3, чертежи которой были получены 31 июля 1943 г. При этом программа выпуска Як-1 должны была оставаться на прежнем уровне. В результате первый Як-3 был выпущен 1 марта 1944 г.
  За годы руководства И.С. Левина завод № 292 был отмечен рядом значимых наград: Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 июля 1942 г. он был награжден орденом Ленина «за образцовое выполнение заданий Правительства по серийному производству боевых самолетов», а Указом Президиума ВС СССР от 2 июля 1945 г. «за образцовое выполнение заданий Правительства по выпуску боевых самолетов» – орденом Трудового Красного Знамени. Неоднократно награждался переходящим Красным Знаменем Государственного комитета обороны. За успешное выполнение заданий ГКО в период войны Знамя ГКО было передано заводу на вечное хранение.
  Деятельность завода после войны протекала в иных условиях, в том числе с учётом существенной реконверсии производства и сокращения количества работающих (в 1949 г. – 13861 человек), однако главным видом деятельности по-прежнему оставался выпуск самолетов. Так, к 1947 г. основным объектом производства являлся двухмоторный учебно-тренировочный самолет Як-11. Несмотря на «учебный» характер машина была оборудована 12,7-мм пулеметом УБС и двумя бомбодержателями. Со второй половины 1940-х гг. в авиастроении постепенно наступала эпоха реактивной авиации. Естественно, что изменения затронули и Саратовский авиазавод, основным объектом производства которого к 1950 г. становится одноместный фронтовой истребитель МиГ-15 с одним турбореактивным двигателем. Ко всему прочему нельзя забывать, что после войны заводчане активно производили так называемый ширпотреб – гражданскую продукцию: детские велосипеды и санки, кровати и табуретки, кастрюли и ложки и многое другое.
  В июле 1950 г. генерал-майор И.С. Левин был переведен на другую работу в Москву, что чуть позже было закреплено решением ЦК ВКП(б) от 4 августа 1950 г. № 522.
  В годы его руководства заводом № 292 было выпущено 14500 самолетов, при этом около 11 тысяч – в годы Великой Отечественной войны. Представим подробные сведения в виде таблицы:

19401941194219431944194519461947194819491950
Р-1018
Як-1161212347328551128
Як-316822088239
Як-1132656871151
Ла-1546
МиГ-15133

  За годы своей работы Израиль Соломонович был удостоен многочисленных личных наград: ордена Трудового Красного Знамени (1936 г.), дважды ордена Ленина (1942 и 1945 гг.), ордена Кутузова I степени (1945 г.), медали «За оборону Сталинграда» и др. В 1944 г. ему было присвоено звание генерал-майора инженерно-авиационной службы.
  Из имеющихся характеристик на И.С. Левина со стороны партийного руководства и людей, работавших с ним, можно утверждать, что он был человеком большой силы воли с выдающимися организаторскими способностями, умевшим быстро ориентироваться в меняющейся производственной обстановке и заданиях вышестоящего руководства. Среди прочего современники отмечали его выдержку, стрессоустойчивость, целеустремленность. Несмотря на колоссальную занятость в годы войны, он не уставал совершенствоваться как директор и специалист авиапроизводства – постоянно изучал актуальную техническую литературу, стремился лично вникать в тонкости технологических процессов. Вместе с тем коллеги отмечали трепетное отношение директора к принципу единоначалия, он с трудом уживался с представителями партийных и профсоюзных организаций на заводе, не любил людей «равных по волевым качествам и могущих самостоятельно решать вопросы». Одновременно отмечалась его простота и общительность в отношении рядовых рабочих.
  Биография И.С. Левина ещё ждёт своего всестороннего научного изучения. Непростительно мало известно о его жизни после 1950 года. Общедоступная информация из Интернета сообщает, что он работал заместителем директором в отраслевом НИИ, а затем в Министерстве авиационной промышленности. При этом остаются неизвестными ни название этого НИИ, ни конкретные должности в министерстве. В 1984 г. в Саратове в Приволжском книжном издательстве вышла его книга «Грозные годы» – это воспоминания о работе Саратовского авиационного завода во время Великой Отечественной войны. Мало информации о его семье. На момент проживания в Саратове у него была жена и двое дочерей. Израиль Соломонович прожил очень долгую жизнь, и не остаётся сомнений, что его послевоенная деятельность была насыщенной и продуктивной.
  И.С. Левин скончался в Москве 11 сентября 2001 г. Похоронен на Востряковском кладбище.

Фотодокументы:

  1. Директор Саратовского авиационного завода № 292, генерал-майор инженерно-авиационной службы Левин Израиль Соломонович (1908–2001).
  2. Самолет Як-1 М-105, построенный в декабре 1942 г.
    ГАНИСО. Ф. 6729. Оп. 5. Д. 311. Л. 3 об.–4.
  3. Самолет Як-1 М-105, построенный в мае 1943 г.
    ГАНИСО. Ф. 6729. Оп. 5. Д. 323. Л. 3 об.
  4. Цех холодной штамповки и слесарно-сварочный цех на утро 24 июня 1943 г. (после бомбардировки фашистской авиацией).
    ГАНИСО. Ф. 6729. Оп. 10. Д. 20. Л. 20.
  5. Ремонтный и инструментальный цеха на утро 24 июня 1943 г. (после бомбардировки фашистской авиации).
    ГАНИСО. Ф. 6729. Оп. 10. Д. 20. Л. 23.
  6. Слесарно-сварочный цех после восстановления.
    ГАНИСО. Ф. 6729. Оп. 10. Д. 20. Л. 34.
  7. Инструментальный цех и цех холодной штамповки после восстановления.
    ГАНИСО. Ф. 6729. Оп. 10. Д. 20. Л. 35.
  8. Самолет Як-3 М-105, выпущенный в 1945 г.
    ГАНИСО. Ф. 6729. Оп. 10. Д. 30. Л. 11.
  9. Самолеты, выпускавшиеся заводом № 292 с 1938 г.
    ГАНИСО. Ф. 6729. Оп. 10. Д. 36. Л. 175.
  10. Самолет новой модели Як-11, выпускавшийся заводом № 292 с 1946 г.
    ГАНИСО. Ф. 6729. Оп. 10. Д. 36. Л. 176.
Директор Саратовского авиационного завода № 292, генерал-майор инженерно-авиационной службы Левин Израиль Соломонович (1908–2001) Самолет Як-1 М-105, построенный в декабре 1942 г Самолет Як-1 М-105, построенный в мае 1943 г Цех холодной штамповки и слесарно-сварочный цех на утро 24 июня 1943 г. (после бомбардировки фашистской авиацией) Ремонтный и инструментальный цеха на утро 24 июня 1943 г. (после бомбардировки фашистской авиации) Слесарно-сварочный цех после восстановления Инструментальный цех и цех холодной штамповки после восстановления Самолет Як-3 М-105, выпущенный в 1945 г Самолеты, выпускавшиеся заводом № 292 с 1938 г Самолет новой модели Як-11, выпускавшийся заводом № 292 с 1946 г



Павел Тимофеевич Комаров – первый секретарь
Саратовского областного комитета ВКП(б) в 1942–1948 гг.

Козурман Сергей Олегович –
заместитель директора ГАНИСО, кандидат исторических наук

  Данной публикацией Госархив новейшей истории Саратовской области начинает размещение серии небольших биографических справок о партийно-советских и хозяйственных руководителях Саратова и области периода Великой Отечественной войны, что приурочено к грядущему 80-летнему юбилею Великой Победы.

  Комаров Павел Тимофеевич родился 30 июня 1898 года. Местом его рождения по существующему административно-территориальному делению является город Солнечногорск в Московской области. Об этом говорит и ряд официальных публикаций военных лет (агитационные материалы к выборам в Советы) и некоторые справочные издания. Однако рабочий поселок с таким названием обрел статус города только в 1938 г., а до того на его месте существовали несколько поселений со схожими топонимами. В интернете можно найти указания, что он родился в селе Солнечная Гора Московской губернии. Также в некоторых материалах 1940-х гг. указывается Солнечногорский район. Правильным следует считать место рождения, указанное в личном листке по учёту кадров на Комарова П.Т. – ст. Подсолнечная Октябрьской (в то время Николаевской) железной дороги (ныне г. Солнечногорск). От себя уточним, что, скорее всего, имеется ввиду поселок, возникший при станции в 1850-е гг.
  Отцом Павла Тимофеевича был кустарь-сапожник. О его матери ничего не известно. Будущий секретарь обкома до революции сумел получить только 3-х классное начальное образование, после чего работал мальчиком по найму на стекольном заводе и сапожником обувной фабрики в Москве. В 1917 г. успел побыть солдатом «старой» армии в Петрограде, причём в Литовском гвардейском полку, но вскоре перешёл на сторону большевиков. С 1918 по 1920 г. был командиром взвода 33-го стрелкового полка и политработником 19-й стрелковой бригады. В годы Гражданской войны сражался с петлюровцами и махновцами на Украине. В середине 1920 г. он вступил в партию. В 1921 г. он вернулся в Москву, после чего долгие годы трудился в столице на партийно-советских, хозяйственных должностях, сменив множество мест работы и сумев сделать впечатляющую карьеру, что, однако, для 1920–1930-х гг. не являлось чем-то особенным. Множество выходцев из простых крестьянских или рабочих семей попали в водоворот революционного времени, меняя сферы деятельности с завидной регулярностью. На карьеру в этом случае влияли не только «пролетарское» происхождение, но и трудолюбие, природный интеллект, стойкий характер. Представляется, что всего этого П.Т. Комарову было не занимать.
  Начав с должности уполномоченного по военному снабжению в 1922 г., с окончанием Гражданской войны ему пришлось вернуться к профессии сапожника на обувную фабрику № 4 «Москож». Его карьера пошла в гору, когда он в 1923 г. был утвержден секретарем партийной ячейки завода № 24 (имени Фрунзе). Далее представим сведения о его трудовой деятельности до 1937 г. в виде таблицы.

Годы
Должность,
наименование организации
Место-
нахождение
1925–1928заместитель заведующего организационным отделом Бауманского райкома ВКП(б)Москва
1928–1929секретарь Бауманского райсоветатам же
1929–1930председатель исполкома Калужского окружного СоветаМосковская область
1930–1931председатель исполкома Бауманского районного Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатовМосква
1931–1931председатель исполкома Сталинского районного Советатам же
1931–1932председатель артели «Мосремонт»там же
1932–1934управляющий треста «Мосводопровод»там же
1934–1935уполномоченный Моссовета по метрополитенутам же
1935–1936председатель исполкома Пролетарского районного Советатам же
1936–1937секретарь Красногвардейского райкома ВКП(б)там же
1937–1937заместитель председателя Моссовета (Московского городского Совета депутатов трудящихся)там же

  В ноябре 1937 г. П.Т. Комарова назначили первым секретарем обкома партии недавно образованной Вологодской области. О его деятельности на этом посту можно подробно узнать из прекрасной Интернет-выставки «Первые секретари Вологодского областного комитета ВКП(б)-КПСС-КП РСФСР. 1937–1991 гг.», подготовленной сотрудниками Вологодского областного архива новейшей политической истории и размещённой на официальном портале Правительства Вологодской области.
  За организацию мобилизации трудящихся Вологодской области на помощь фронту и сражающемуся Ленинграду П.Т. Комаров был награжден орденом Трудового Красного Знамени и медалью «За оборону Ленинграда». В 1939 г. на XVIII съезде ВКП(б) избирается кандидатом в члены ЦК ВКП(б).
  В апреле 1942 г. П.Т. Комарова перевели на должность первого секретаря Саратовского областного комитета ВКП(б). Его руководство областью пришлось на суровые годы Великой Отечественной войны и послевоенный период. Комаров как руководитель, чья деятельность пришлась на период чрезвычайных обстоятельств, в таких условиях показал себя с хорошей стороны. Начало его руководства фактически совпало с периодом Сталинградской битвы. И хотя на территории области не велись непосредственные действия сухопутных военных сил, она входила в зону оперативного тыла Сталинградского фронта. Вклад саратовцев в дело разгрома врага под Сталинградом неоценим. Можно вспомнить и многочисленные бомбёжки важнейших производственных объектов, и постоянную помощь фронту продукцией предприятий и сельского хозяйства. Особенное развитие получила промышленность области – такие отрасли как авиационная, машиностроительная, электротехническая. Именно в военные годы была создана газовая промышленность. В августе 1947 г. П.Т. Комаров за успешное выполнение задания правительства по строительству газопровода Саратов–Москва был награжден орденом Ленина.
  Вместе с тем руководством страны уже делались отдельные замечания в адрес обкома и облисполкома в вопросах развития сельского хозяйства. Если за успешное выполнение государственного плана хлебозаготовок 1944 года Указом Президиума Верховного Совета СССР П.Т. Комаров был награжден орденом Отечественной войны II степени, то уже 18 октября 1945 г. решением ЦК ВКП(б) ему персонально был объявлен выговор за неудовлетворительное руководство хлебозаготовками по области (выговор был снят в 1948 г.). Тенденция трудностей в сельском хозяйстве наметилась к концу войны и в первые послевоенные годы, что особенно рельефно проявилось в связи с голодом в Поволжье 1946–1947 гг. Видимо, замена региональных руководителей первых послевоенных лет (с учётом изменившихся социально-экономических условий) была вполне закономерным явлением. Официальное освобождение П.Т. Комарова от должности состоялось на III пленуме Саратовского обкома ВКП(б), проходившем 16–17 декабря 1948 г. На нём обсуждалось постановление ЦК ВКП(б) от 29 ноября 1948 г. «О работе Саратовского обкома ВКП(б)». Данное постановление указывало на общие недостатки партийно-политической работы и, в частности, было записано: «Одно дело было в период войны и первые годы после войны, другое дело сейчас, когда растет потребность трудящихся в их ещё большой политической активности в строительстве коммунизма». Само освобождение не было каким-то персональным наказанием П.Т. Комарова, тем более, что после этого он занимал высокие должности общесоюзного значения. Сам он постановлением ЦК ВКП(б) от 7 декабря 1948 г. № П-66/150 был отправлен на учёбу – слушателем на курсы переподготовки при ЦК ВКП(б) (курсы «первых секретарей») где и учился до 1950 г. С января 1950 г. по июль 1951 г. был инспектором ЦК ВКП(б) и заместителем секретаря парткома при секретариате ЦК ВКП(б). В 1951-1952 гг. работал заместителем министра заготовок СССР, в 1952–1959 гг. являлся заместителем председателя Комитета партийного контроля при ЦК КПСС. С июня 1959 г. находился на пенсии. Персональный пенсионер союзного значения. Скончался 2 мая 1983 г. Похоронен на Троекуровском кладбище.
  Безусловно, что деятельность Павла Тимофеевича Комарова ещё не получила достаточного освещения в научно-исторической и краеведческой литературе. Особого внимания заслуживает период его работы в Москве в 1930-е гг. и в Комитете партийного контроля в 1950-е гг. Нам почти ничего не известно о его семье (в личном деле записано: «женат, 3 человек на иждивении»), о его занятиях после выхода на пенсию.

  Документы:

Агитационный плакат кандидата в депутаты Верховного Совета СССР П.Т. Комарова. 1946 год. Совместное фото директора Саратовского авиационного завода Израиля Соломоновича Левина, секретаря Саратовского обкома ВКП(б) Павла Тимофеевича Комарова и писателя Константина Михайловича Симонова. После 1945 года.